Интервью

: Фанера наносит вред здоровью!

просмотров: 4111 | комментариев: 0
12.09.2005 13:33
A A

Научные изыскания показывают, что музыка влияет на строение плазмы крови. Ведь музыка – это информация. А что такое кровь? Это информационные потоки плюс кислородный обмен. Звук несет информацию в кровь, заряжая ее. В современном мире музыка часто используется затем, чтобы воздействовать на психику человека, заставляя его лезть в карман, доставать деньги, покупать что-нибудь. Исследователи из лаборатории “Всероссийского музыкального общества” пришли к выводу, что публичное использование некоторых сочинений вредит здоровью нации.

Разговоры о том, что применение фонограммы в концертных выступлениях надо либо запретить, либо, по крайней мере, урегулировать, ведутся давно. Но когда об этом заговорили законодатели, в частности, вице-спикер Государственной Думы Любовь Слиска, поддержавшая предложение Александра Розенбаума (члена комитета ГД по культуре) внести соответствующую поправку в закон “О защите прав потребителей” – обрушился шквал как положительных, так и отрицательных откликов. Кто только не высказывал свое мнение: поп-певцы и рок-музыканты, мэтры российской эстрады и видные деятели культуры, композиторы и продюсеры.

Рок-музыканты, в частности Макс Покровский (группа “Ногу свело!”), были крайне удивлены постановке вопроса, предлагая зрителям самим выбирать – слушать “фанеру” или нет. Еще бы! Ведь в рок-культуре любой концерт – это “живое” исполнение. Иначе, какой же это рок? А Александр Монин, вокалист группы “Круиз”, поделился опасением, что ему вообще труднее было бы петь “под фанеру”, чем “вживую”. Ведь тогда пришлось бы скрупулезно работать над точностью попадания в запись собственного голоса, т.е. научиться вовремя открывать рот.

Вот тут то и состоялся мой разговор с Председателем Правления “Всероссийского музыкального общества” Алексеем Жидковым. Его взгляд на эту проблему неожиданно открыл тайну опасности фонограммы для нашего с вами здоровья.

- Сегодня дума начинает принимать какие-то законы, о том, что нужно петь только “вживую” на концерте, либо указывать на афише, что исполнение будет под фонограмму! Это нонсенс! Как вообще можно на концерте выступать под фонограмму? Дискотека, съемки, я еще понимаю. Но концерт – это ведь музицирование на глазах зрителей. Это процесс волшебства на кончике дирижерской палочки! Оркестр, фольклорный ансамбль или рок-группа долго репетирует, готовится и создает сложное произведение из нескольких партий – вот ведь в чем чудо!

- Как вы относитесь не к самому факту фонограммы, а к тому, что это пытаются пресечь законодательным путем. Может, это дело слушателей?
- По большому счету, законодатели – это и есть представители общественности, мы же их выбирали. Другое дело, что кроме Иосифа Кобзона и Александра Розенбаума – там никто понятия не имеет о том, что такое фонограмма. Человек имеет право получать удовольствие и от живого исполнения, и от фонограммы. Но как профессиональный музыкант я говорю: поймите правильно – выступление под фонограмму можно называть как угодно, но только не концертом! Назовите это пантомимой, дискотекой или КВН.

- А если аккомпанемент звучит под фонограмму, а певец или ансамбль солистов поет “вживую”?
- Это караоке. Так и напишите на афише – “караоке Филиппа Киркорова”.

- Но ведь большинство региональных залов технически не приспособлено к работе без фонограммы. Что ж теперь, оставить малые города без представлений?
- Это уже экономика вопроса. Действительно, для того, чтобы тот или иной поп-артист из сферы шоу-бизнеса выступил “вживую”, его голос необходимо усиливать как минимум 50 киловаттами аппаратуры. Чтобы концерт произвел впечатление – нужно повесить 150 киловатт света. Вдобавок создать некую творческую картинку со сценографией. Себестоимость велика. Действительно, если пригласить еще и оркестр, то насколько возрастет стоимость билетов? Но это ведь шоу, а не концерт. Не путайте эти понятия! Однако наиболее выдающиеся исполнители и рок-группы все же умеют сочетать великолепное шоу с самым что ни на есть “живым” исполнением. В этом то и заключается их мастерство, уникальность и... честность.

- Но любители “попсы” с удовольствием ходят на “фанерные” шоу!
- Их, порой, привлекает отнюдь не музыка! Технология шоу-бизнеса такова, что вокруг певца или певицы специально создается некий ажиотаж. Вот и идут зрители, чтобы посмотреть, похудела Алла Пугачева или потолстела, что стало с Валерией после развода и новой свадьбы, или как смотрятся ребята из реалити-шоу “Фабрика звезд” на сцене? К тому же, та каста людей, что именует себя “шоу-бизнес”, захватив некоторые медиа-структуры, не пускает в эфир настоящих, профессиональных музыкантов. Представители шоу-бизнеса уже открыто высказываются о зрителях: “что мы будем им давать, то они и будут хавать!” Причиняется вред нации. К тому же, существуют фонограммы, которые наносят прямой вред здоровью человека.

- Как музыка может нанести вред здоровью?
- Музыка не может нанести вред здоровью. Вред наносит фонограмма!

- Что именно в фонограмме вредит здоровью?
- На сегодня производство фонограммы – это очень сложный технический процесс. Во-первых, существует понятие цифровой записи и аналоговой. После записи живые звуки семплируются и оцифровываются. Дальше оператор студии может делать с этим звуком все, что угодно. Любой звук – это набор частот и амплитуд. Оператор может регулировать эти характеристики. Из исходного варианта он убирает, например, низкие частоты – это уже другой звук. Искусственным путем модулируя и изменяя частотные характеристики, оператор добивается определенного воздействия, посыла. Он производит продукт, который так или иначе воздействует на сознание человека, чтобы возбудить у него определенные чувства: гордости, жадности, сексуальности. Идет конкретное воздействие на человека с целью извлечения прибыли. Это очень опасно! На этом же принципе построено понятие “форматность”.

- То есть формат радиостанций – это определенный набор частот?
- Да. “Формат” призван воздействовать так, чтобы “зацепило”, “прикололо”. Чтобы человек “в натуре” получил “кайф”, сразу после этого купил “сникерс” и побежал на шоу. Ведь человеческое ухо устроено таким образом: что часто звучит, то оно запомнит! Такая, вот, физиология. Концертная фонограмма так же создается с расчетом на определенное психологическое воздействие.

- Но ведь любая хорошая, душевная песня – это психологическое воздействие!
- Когда мы слышим, как народную песню поет бабушка, никакого воздействия нет. Она поет для того, чтобы самой получить удовольствие и порадовать окружающих. Но народная песня – не предмет бизнеса.

- Большинство современных “живых” концертов делается при помощи микрофонов, микшерских пультов и т.д. А это ведь тоже частотное искажение.
- Микрофон – это средство усиления звука на большое пространство. Идеального микрофона нет.

- К тому же на звучащий через усиливающую аппаратуру голос накладывают эффекты (хорус, дилэй и т.д.) Это плохо?
- Если все используется в гармонии с природой – это очень хорошо! Есть даже эталоны записи. Но когда мы не думаем о природе, стараемся извлечь наживу, то приходим к полной вырубке лесов и другим неприятностям. Сегодня в сфере шоу-бизнеса катаклизм – вырубают нормальные частоты! Ищут “фишки”, коверкают звук, и в результате будоражат молодежь. С одной стороны, никого осудить за это нельзя. Давайте смотреть с другой стороны. Допустим, я выпускаю какой-то экологически вредный продукт – нация с этим борется. Почему же мы не обращаем внимания на экологию в сфере культуры?
Музыка – это очень хрупкая вещь. Если она попадает в неумелые руки, она погибает. Люди, которые не понимают серьезности музицирования и его последствий, как правило, приносят вред. Исследователи из нашей лаборатории пришли к выводу, что публичное использование некоторых сочинений вредит здоровью нации.

- Например?
- Песни в исполнении группы “Тату”, Филиппа Киркорова, Валерия Леонтьева, Аллы Пугачевой...

- Итак, фонограмма – экологически вредный продукт. Как бороться?
- Обычная “незаряженная” фонограмма – это всего лишь инструмент для караоке. Вычленять нужно все, что вызывает некий ажиотаж, скандал. Ведь вам, в сущности, нет дела до того, что Пугачева с Киркоровым разводятся! А вам навязывают! Вас уводят от Культуры, вводя в некие схемы бизнеса. Ходите на “живые” концерты, слушайте Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука. Они одинаково хороши, как на стадионе, так и в маленьком зале, исполняя свои песни под акустическую гитару.

Ольга Чижкова

распечатать | оставить комментарий | добавить в блог

Календарь

Сегодня Friday, 15 December 2017 года
« Декабрь 2017
MonTueWedThuFriSatSun
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Авторизация на сайте Регистрация (скоро) Восстановить пароль?